Сайты образовательных организаций Тюменской области

Конспект урока математики по теме «Пропорции»

пропорция

Класс: 6

Тема: Пропорция

Тип урока: урок  систематизация знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме: «Пропорция».

Задачи урока:

  • Образовательные: продолжить работу над формированием таких математических умений, как находить неизвестный член пропорции, решение задач; создать условия самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Развивающие: cоздание условий для радостного, ненапряженного развивающего обучения и воспитания активной саморазвивающейся личности, научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы.
  • Воспитательные: воспитание у учащихся аккуратности, вычислительной культуры.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Предметные результаты: формулировать основное свойство пропорции, называть крайние, средние члены пропорции, находить неизвестные члены пропорции, применять правила умножения обыкновенных дробей и смешанных чисел.

Оборудование:

карточки с заданиями и таблицами, сигнальные карточки, маршрутные оценочные листы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ресурсы: компьютерная презентация.

 

Структура урока.

1.Организационный момент (1мин)

  1. Самоопределение (1 мин)
  2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи, целей урока (3мин).

4.Станция «Снежный бой» устный счёт (8 мин)

  1. Станция «Историческая» — сообщения учащихся (1мин)

4.Станция «Подъем и спуск»- (5 мин)

  1. Станция «Привал» — физкультминутка (2 мин)
  2. Станция «Поздравление деда Мороза» — самостоятельная работа решение теста. (10мин)
  3. Станция «Математический диктант» — (6мин)
  4. Станция «Переправа» — задача на смекалку (1 мин)
  5. Итог урока. (2мин)
  6. Рефлексия. (5мин)

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Книжки, ручки и тетрадки

На столе лежат в порядке!

Ровненько встали, спинки выпрямили.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

2.Актуализация знаний учащихся:

Мотивация деятельности учащихся:

Учитель: Ребята наш урок мы проведем в виде увлекательного путешествия в страну___…?

Создание проблемной ситуации:

— а вот в какую страну, вы узнаете, когда разгадаете ребус:

(ученики угадывают страну Пропорция)

Учитель: правильно ребята «Пропорция», а какой багаж нам нужно взять с собой? И что вы ожидаете от этого путешествия?(ученики:  ставят перед собой цели).

Учитель: Сегодня мы продолжим работу над формированием таких математических умений, как правильно называть члены пропорции, находить неизвестный член пропорции, для этого конечно мы должны знать основное свойство пропорции, а для решения применять правила действия с десятичными и обыкновенными дробями, смешанными числами, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания. У каждого на столе лежит маршрутный оценочный лист, в который вы должны заносить свои достижения посещая ту или станцию, по критериям указанным в листах. По окончании путешествия вы каждый сможете оценить свои возможности. В добрый путь! (запись структуры урока на доске)

Откройте, пожалуйста, тетради запишите число, классная работа и тему урока «Пропорция».

3.Первая станция – «Снежный бой» (устный счет. В красочной коробке у учителя заготовлены бумажные снежки с вопросами. Первый снежок  ученик вытягивает из коробки отвечает на вопрос, затем вытаскивает следующий снежок и адресует любому учащемуся класса и т.д., в итоге, у каждого ученика на столе должен лежать снежный комочек).

Вопросы:

  1. Что называют отношением двух чисел? (Частное двух чисел называют отношением)
  2. Что называется пропорцией? (Равенство двух отношений называют пропорцией).
  3. Сформулируйте основное свойство пропорции. (Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов).
  4. Как найти неизвестный средний член пропорции? (Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, надо произведение ее крайних членов разделить на известный средний член.)
  5. Как найти неизвестный крайний член пропорции? (Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, надо произведение ее средних  членов разделить на известный крайний  член.)
  6. Останется ли пропорция верной, если поменять местами какой-нибудь средний ее член с одним из крайних? (нет)
  7. Останется ли пропорция верной, если оба средних члена поменять местами с крайними членами (да)
  8. Как найти деление двух обыкновенных дробей
  9. Как называются числа х и у в пропорции х:а = в:у (запись на доске… крайние члены)
  10. Как называются числа а и в в пропорции х:а = в:у (запись на доске .. средние члены)

Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.

Вторая станция – «Историческая».

Ученик: Слово «пропорция» ввел в употребление Цицерон (древнеримский политик и философ) в I веке до н.э. В IV веке до н. э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.

Третья станция —   «Подъем и спуск»

Решение уравнений. Основное свойство пропорции.

Решить уравнения № 763 (д, ж, з).

Первое уравнение з) — решает учитель, подробно объясняя: назвать члены

пропорции, основное свойство, его запись и вычисления, распределительное свойство умножения.

ж) — решает у доски уравнение один ученик, остальные на местах (ответы сверяют с доской),

д) — работа в парах проговаривая какие правила используем при решении данного уравнения (ответ сверяют с ключом).

Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.

Четвертая станция – «Привал».

Учитель: Пора немного отдохнуть!
Физкультурная минутка:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

Учитель: Ребята!!!!! Какой праздник мы скоро будем праздновать (новый год).

Какой же новый год без поздравления от деда Мороза? Но чтобы его прочесть нужно решить тест.

Пятая станция —  «Поздравление деда Мороза»

В – 1 Тест по теме «Пропорция»Выберите один верный ответ: В – 2 Тест по теме «Пропорция»Выберите один верный ответ:
1. Отношением двух чисел называют:
а) произведение этих чисел;с) частное этих чисел.

2. В пропорции a:b=c:d числа b и с называют

ч) средними членами пропорции;

п) крайними членами пропорции.

3. Верна ли пропорция 2,4:6=1,6:4

а) да

б) нет

4. Неизвестный член a в пропорции 24:а=15:5 равен

н) 1; с) 8; п) 49;  р) свой ответ

5. Найдите произведение средних членов пропорции

2,4 : 20 = 0,24 : 2.

т) 4,8  с) 5,4  м) 48

6. Из данных пропорций выберите верную:

а) 36: 2 = 64 : 3 ; б)15 : 8 = 13 : 6;

ь) 17 : 2 = 34 : 4;

г) 22 : 5 = 81 : 4.

7. Найдите произведение крайних членов пропорции:

4,8:8= 1,2:2

т) 0,3  р) 4   я) 9,6

 

1. Отношение показывает:
в) во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое составляет от второго;
т) на сколько первое число больше второго или какую часть второе составляет от первого.2. Какое из равенств является пропорцией:

д) 2/9 = 3/8;

е) 2/9 = 4/18;

3. Верна ли пропорция 2,5:5=1,5:2

а) да

з) нет

4. Неизвестный член a в пропорции 36:а=90:15 равен

е) 6; е) 20  ж) 0,5  з) свой ответ

5.  Найдите произведение средних членов пропорции

2,1 : 7 = 1,5 : 0,5.

н) 10,5 с) 5,4  м) 48

6. Из данных пропорций выберите верную:

а) 36: 2 = 64 : 3 ; б)15 : 8 = 13 : 6;

ь) 17 : 2 = 34 : 4;

г) 22 : 5 = 81 : 4.

7. Найдите произведение крайних членов пропорции:

4,8:8= 1,2:2

т) 0,3  р) 4   я) 9,6

счастья везенья

Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.

Шестая станция – «Математический диктант»

  1. Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6. (18:4=27:6)
  2. Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи. (3:5=2:7)
  3. Запишите средние члены пропорции: 1 (4, 27)
  4. Запишите крайние члены пропорции: 2 (3, 7)
  5. Верна ли пропорция в п.1 (да)
  6. Верна ли пропорция в п.2 (нет)

Критерии:

«+» понятно, могу  выполнить и объяснить

«?» понимаю, но объяснить не могу

«-»    не понятно, не умею.

Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.

Седьмая станция — «Переправа»

(задача на смекалку)

Два человека подошли к реке. У пустующего берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Все же оба туриста без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?

Устное решение: Они подошли к разным берегам реки. Поэтому сначала переправился один, а затем в той же лодке другой.

Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.

Домашнее задание: творческое (подготовить четверостишие на пройденную тему)

Рефлексия. Учитель: Вот мы и переправились через речку. Пройдя такой длинный путь, мы вернулись и снова сели за парты. В ходе нашего путешествия вы поиграли в снежки, получили поздравления от деда Мороза,  а  без чего новый год не возможен???? (без елочки). А чего не хватает на нашей елке? (игрушек). Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что мы вспомнили сегодня на уроке? Что узнали нового и интересного? Оцените свою работу на уроке. Предлагаю нарядить елочку своими высказываниями об уроке.

 Учитель: Спасибо за урок! И в заключении хочу вам пожелать:
«Путь умным будет ум у вас, а сердце добрым будет».

 

 

 

 

Маршрутный оценочный лист

Предмет: математика

класс 6

дата: 26.12.2016

ФИ ____________________________________________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

1 станция. «Снежный бой» (фронтальный опрос) 3 станция.«Подъем и спуск» 5 станция.«Поздравление деда Мороза» 6.станция. Математический диктант 7станция.«Переправа»

( Задача на смекалку)

Моя оценка
Понимаю определение пропорции Определяю крайние и средние члены Проверяю, верна ли пропорция 
1 балл, если «отбил снежок», т.е. ответил на вопрос № 763 ж) самостоятельно, если ответ совпадает с ответом на доске – 1 балл.

д) — работа в паре (3 балла):

— если проговариваю правила – 1 балл,

Если правильно вычисляю -1 балл,

-получил правильный ответ – 1 балл

1 балл за правильный ответ (7 баллов)

 

Критерии: — 1 балл если правильно выполнено задание

«+» понятно, могу  выполнить и объяснить

«?» понимаю, но объяснить не могу

«-»    не понятно, не умею.

 

За правильный ответ 1балл
ж)д) 12

3

4

5

6

7

 

12 34 56

 

Выставляю оценку

«5» — 17-18 баллов

«4» — 14-16 баллов

«3» — 9-13 баллов

 

Дата размещения: 18.02.2019


НОВОСТИ
Архив новостей