Сайты образовательных организаций Тюменской области

Анализ методической работы за 2010-2011 учебный год

 

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

МАОУ ПЕРВОПЕСЬЯНОВСКАЯ СОШ

ЗА  2010-2011   УЧЕБНЫЙ ГОД.

В 2010 — 2011 учебном году школа  работала  над проблемой  «Повышение качества образования и образовательного процесса как средство социализации личности».

Цель работы школы:

— Обеспечение оптимальных условий для полноценного  и всестороннего воспитания и образования детей.

-Позитивная социализация личности.

-Эффективное использование кадровых, культурных, материальных возможностей социального окружения школы.

-Применение индивидуально – ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия

Был определен следующий круг задач:

1    Достижение оптимальных конечных результатов качества образования, на основе формирования ведущих общеучебных умений и навыков.

2.   Создание валеологической среды, способствующей укреплению физического, психического и социального здоровья участников общеобразовательного процесса.

3.       Создание  оптимальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями и развитие дошкольного образования.  .

4.         Повышение уровня     квалификации педагогических работников как необходимое условие повышение качества современного урока.

5. Уменьшение пропусков уроков.

Методическая тема школы:

«Метапредметный подход и междисциплинарные связи как способ формирования у обучающихся целостной картины мира и надпредметных компетенций».

Цели методической работы:

1.Обеспечение современных подходов к организации образовательного процесса в школе.

2.Повышение и совершенствование профессионального уровня педагогического коллектива.

3.Анализ результативности образовательного процесса.

4.Достижение качества образования, соответствующего государственному стандарту.

Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:

— Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.

— Составлен и утвержден план работы педагогического совета.

— Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой  школы.

— Создана система внутришкольного контроля, как одно из условий эффективной работы.

— Создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.

— Проведены мероприятия по улучшению материально-технической базы кабинетов.

      Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором они сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями.   Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.

     В 2010/2011 учебном году были проведены заседания педсоветов со следующей тематикой:

— Метапредметный подход и междисциплинарные связи как способ формирования у обучающихся целостной картины мира и надпредметных компетентностей.

— Информационный и технологический вызовы 21 века и современный урок: проектирование и диагностика качества образования в школе.

— Организация и проведение итоговой аттестации в текущем учебном году.

— О допуске учащихся к итоговой  аттестации.

— О переводе учащихся в следующий класс.

— Об окончании школы учащимися 9 классов.

Итоговые педсоветы.

     Контроль за выполнением решений педагогического совета возлагался на администрацию, руководителей методических объединений. Результаты контроля обсуждались на совещаниях при директоре,  заседаниях МО учителей-предметников. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания и результативности обученности учащихся.

    В следующем учебном году необходимо в ходе проведения педагогических советов больше использовать активные формы (работа в группах, деловая игра, дискуссия, диалоговое общение), максимально использовать компьютерные технологии.  На заседаниях педагогических советов необходимо  уделять больше внимания вопросам диагностики и мониторинга.

      При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.        

     В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

1.     Тематические и проблемные  педагогические советы.

2.     Школьные методические объединения.

3.     Семинары.

4.     Работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта.

5.     Анализ открытых уроков.

6.     Предметные недели.

7.     Информационно-методическое обслуживание учителей.

8.     Мониторинг  качества образования.

9.     Повышение квалификации, педагогического мастерства.

10.                       Аттестация педагогических  работников.

11.                       Участие в конкурсах и конференциях. 

      В школе  создано  четыре методических объединений. Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы.

МО учителей гуманитарного цикла – Силивёрстова О.В., учитель первой категории.

Тема: «Использование инновационных технологий в преподавании русского языка,  литературы, истории, обществознания и во внеклассной работе»;

МО учителей естественно– математического  цикла – Новикова Н.А., учитель первой категории.

Тема: «Технология уровневой дифференциации»;

МО учителей начальных классов – Руденко Т.Н., учитель первой категории.

Тема: «Повышение качества преподавания учебных предметов»;

МО классных руководителей  – Денисова Н.Е., учитель высшей категории.

Тема: «Современный классный руководитель».

 

      Каждое методическое объединение имеет свой план работы, разработанный в соответствии с темой и целями и задачами методической службы школы. Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой  деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений.  На заседаниях ШМО обсуждались следующие вопросы:

  • знакомство с  планом работы на учебный год;
  • работа с образовательными стандартами;
  • согласование календарно-тематических планов;
  • преемственность в работе ГКП, начальных классов и среднего звена;
  • методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
  • методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
  • формы и методы  промежуточного и итогового контроля;
  • отчеты учителей по темам самообразования;
  • новые технологии и проблемы их внедрения в практику.
  • итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена  в форме ГИА и ЕГЭ.

 На заседаниях методических объединений рассматривали  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.                

Все вопросы, рассмотренные на заседаниях МО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, совершенствованию качества преподавания. Тематика обсуждаемых проблем соответствовала единой проблеме школе, а также утвержденным темам методических объединений. В течение 2010/2011 учебного года были даны  открытые уроки по методической теме школы и темам самообразования, но, к сожалению, их не так много, как хотелось бы.

Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что методическая тема школа и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой;

 Но в работе методических объединений недостаточное внимание уделялось навыкам самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся. Плохо организовано взаимопосещение уроков  своих коллег, но это отчасти объясняется большой часовой нагрузкой педагогов.

В течение учебного года учителя школы принимали участие в работе районных методических объединений. Все учителя – предметники посещали районные семинары, тьюторские курсы по подготовке к ЕГЭ и ГИА:

1 четверть – 17 семинаров,

2 четверть – 12 семинаров,

3  четверть – 10 семинаров,

4  четверть – 8семинаров.

Денисова Н.Е. посетила семинар, проведённый на базе ТОГИРРО.

Педагогический коллектив школы подготовил и провёл районный  методический семинар для учителей математики  на тему «Применение ИКТ на уроках математики как фактор повышения качества знаний обучающихся», включающий тьюторские курсы по подготовке к ЕГЭ и ГИА.

  Особое внимание в работе методических объединений и администрации школы уделялось вопросам  совершенствования форм и методов организации урока. Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Посещено за год 117 уроков и все общешкольные внеклассные мероприятия.

Основные  цели посещения и контроля уроков:

1.     Владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.

2.     Классно-обобщающий контроль.

3.     Преемственность.

4.     Аттестация педагогических работников.

5.     Использование новых технологий (личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии,  информационные технологии,  групповые и коллективные технологии и др.).

6.     Подготовка к итоговой аттестации учащихся.

        По результатам наблюдений  за деятельностью учителей и учащихся на уроках выявлены следующие недочеты: 

  • отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на среднего ученика, не планируется учителями урок на учащихся с высоким и низким уровнем мотивации;
  • преобладает монологическая форма общения учителя с учащимися, что существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей коммуникативных умений;
  • учителя не в полном объеме используют ТСО, наглядные средства обучения.

В целом все уроки методически построены, верно, уроки интересные, разнообразные. Учителя-предметники начали широко использовать компьютерные технологии. Новым направлением методической деятельности педагогов можно считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению  восприятию материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта

         Большое внимание в течение всего учебного года уделялось сохранению здоровья учащихся. Использовали повышение двигательной активности, для снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий проводили физкультминутки на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые). Создавали благоприятный психологический климат в учебном процессе, применяли личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальных занятий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые позволяли раскрепощать ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации. Эти методы позволили снизить тревожность и психическое напряжение учащихся.

         С целью повышения качества обучения  в  2010-2011 учебном году  была организована  работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению:

  • составлен план работы со слабоуспевающими учащимися;
  • организованы индивидуальные консультации;
  • на заседаниях МО, совещаниях при директоре обсуждали работу со слабоуспевающими учащимися, результаты успеваемости, результаты проведенных контрольных срезов и контрольных работ, намечали пути по ликвидации возникающих у учащихся затруднений, рассматривали наиболее сложные вопросы теории и практики по предмету.

         Данная работа дала положительный результат. На конец учебного года нет неуспевающих учащихся.

   Была организована работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

        В организации работы  с такими учащимися  произошли  изменения. На уроках увеличилось количество времени, отводимого на самостоятельную работу творческого характера. Учащиеся получали задания повышенного уровня сложности. Все это дало положительные результаты. Учащиеся нашей школы занимали призовые места на школьных и районных олимпиадах; районных, областных  конкурсах.

Приняли участие в международных конкурсах: «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кенгуру».

          Важнейшим направлением работы МО и администрации школы  является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации. В 2010-2011 учебном году были направлены на курсы повышения квалификации 4 учителя и библиотекарь.

Курсы прошли: Силивёрстова О.В. («Актуальные проблемы русского языка и литературы в школе»), Новикова Н.А. («Реализация компетентностного подхода в технологическом образовании»), Руденко Т.Н.(«Организационно- педагогические основы перехода на ФГОС второго поколения в условиях вариативности начального образования»), Козлова Н.К. («Обновление содержания воспитания в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»),Суворов А.П.(«Современные требования к математическому образованию. Подготовка учащихся к ЕГЭ»). Н.Е.Денисова прошла обучение по программе Губернатора Тюменской области по повышению компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты».

    Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем   творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.

Основными целями аттестации являются: стимулирование роста квалификации, профессионализма управленческого и педагогического труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности педагогических работников.

В текущем 2010 – 2011 году аттестовались на соответствие занимаемой должности  5 человек (Суворов А.П., учитель математики, физики, информатики, Захарова Е.В.,  учитель начальных классов, Мышевская Е.Ю., учитель биологии и химии, Тюменцева Г.А., учитель математики, Козлова Н.К., библиотекарь). 

В предстоящем 2011-2012 учебном году будут проходить аттестацию:

на высшую квалификационную категорию — 1 человек: Денисова Н.Е., учитель русского языка и литературы;

на первую квалификационную категорию – 4 человека: Шпаковская Л.Б., Земцов В.Е.,  Долгушева О.А., Разгон Н.А.

 Основное внимание в методической работе было уделено оказанию помощи каждому учителю. Работа с учителями строилась на диагностической  основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.

          Проводилась диагностика профессионального уровня учителя.

Выводы:

·        Все учителя школы вовлечены в работу предметных МО.

·        Деятельность всех МО носила в течение всего учебного года практико-ориентированный характер.

·        Ведется систематическая работа по совершенствованию материально- технического и дидактического оснащения учебных кабинетов: проводятся смотры эстетического оформления, смотры — конкурсы творческих и исследовательских работ учащихся.

·        Созданы условия для  повышения квалификации учителей.

Необходимые мероприятия:

·        Внедрение в образовательный и воспитательный процессы эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень учащегося, уровень его воспитанности.

·        Активизация деятельности администрации школы на увеличение доли педагогов первой и высшей квалификационных категорий.

·        Повышение персональной ответственности каждого учителя за результаты своего педагогического труда на основе регулярного самоанализа уроков и мероприятий, в том числе и в системе ВШК.

 В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив будет работать по теме: «Метапредметный подход и междисциплинарные связи как способ формирования у обучающихся целостной картины мира и надпредметных компетенций».

   и решать следующие  задачи:

·        Обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям, на базе содержания образования, отвечающего необходимости познания основных элементов человеческой культуры.

·        Обеспечение условий для  самообразования и саморазвития учителей.

·        Применение современных педагогических технологий для планирования и реализации новых развивающих технологий.

·        Внедрение в учебно-воспитательный процесс наиболее эффективные формы и методы её организации.

 

Заместитель директора по УВР______/Л.Б.Шпаковская/

 

 

Дата размещения: 22.10.2011


НОВОСТИ
Архив новостей